Один из наиболее значимых для меня авторов - Хенрик Изак (1450 — 1517).
Музыкант Лоренцо Великолепного (Медичи), а позже - Максимилиана Первого. Работал в знаменитом храме Санта-Мария-дель-Фьоре. Выучил одного из наиболее известных композиторов следующего поколения - Людвига Зенфля.
Однако несмотря на то, что Изак был выдающимся мастером, и при жизни, и после смерти он находился в тени Жоскена Депре. Лично я считаю что в жанре мессы Изак ничем не уступает Жоскену - более того, их даже бессмысленно сравнивать, так как они совершенно различны.
Техническое мастерство Изака столь же филигранно как и у Жоскена, но его манера письма столь же отлична от последнего как отличаются между собой Гендель и Бах.
В мессах Изака формируется то, что можно бы было назвать тематизмом (причём уже в раннеборочном смысле этого слова, несмотря на то, что он жил намного раньше этой эпохи).
В лучшей на мой взгляд мессе автора Virgo Prudentissima (Дева наимудрейшая) есть то, чего, вероятно, нет ни в одной другой мессе этого периода - прослушиваемость работы с тематическим материалом на протяжении всего сочинения и главное - яркость самих тематических элементов, близкая народной или светской музыке данного периода.
Самая же известная месса автора Missa carminum («Песенная месса») и вовсе написана на темы народных песен.
Выкладываю два исполнения мессы Дева наимудрейшая, Песенную мессу, а также прижизненный хит Изака - песню «Инсбрук, я должен тебя покинуть», которая в последствии даже стала протестантским гимном «O Welt, ich muss dich lassen» и цитировалась композиторами, в том числе Бахом и Брамсом.
Большинство месс Изака написаны в технике альтернатим (с вставками монодических элементов из григорианики), так что различные исполнения могут отличаться друг от дуга именно этими вставками, которые в нотах не фиксировались.
Бонусом выкладываю ноты месс